СОШ №47
Ленинский район
г. Бишкека
Анализ работы методического объединения
гуманитарного цикла
за 2019-2020 учебный год
Работа МО учителей гуманитарного цикла по теме «Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка и литературы, истории с целью повышения качества преподавания» велась в соответствии с требованиями нормативных документов и положением о школьных методических объединениях. Тема, цель и задачи деятельности МО были сформированы, исходя из общешкольных задач.
Выбор темы был обусловлен задачами современного урока русского языка и литературы, в основе которого лежит формирование лингвистических, культурологических, коммуникативных компетенций, активизация самостоятельной интеллектуальной деятельности, формирование креативного мышления
ШМО работало над решением следующих задач:
- Активное использование современных образовательных технологий.
- Создание ситуации успеха на уроке и в ходе внеурочных занятий.
- Обеспечение выполнения Государственного Стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе навсех ступенях обучения школьников.
- Повышение качестваобучения за счет освоения технологий, обеспечивающих успешность самостоятельной работы каждого ученика.
- Повышение уровня профессионального мастерства путем совершенствования работы учителя через семинары, курсы повышения квалификации, обмен опытом.
- Совершенствование системы раннего выявления и поддержки способных и одаренных детей через индивидуальную работу, дифференцированное обучение, внеклассные мероприятия, вовлечение школьниковв активную познавательную исследовательскую деятельность.
- Подготовка учащихся к ОРТ и ГИА по русскому языку как форме итоговой аттестации учащихся.
- Применение здоровьесберегающихтехнологий во время учебного процесса и при подготовке к экзаменам.
В состав МО гуманитарного цикла входят следующие учителя:
Ф.И.О. | Пед. стаж | Недел. нагруз. | Владение ПК | Тема самообразования |
Шекербекова Чынара Бектургановна | 33 | 30 | Да | ЛОО на уроках русского языка и литературы |
Баган Елена Васильевна | 20 | | да | Применение мнемотехник и IT-технологий в совершенствовании качества преподавания русского языка и литературы |
Пономарёва Светлана Анатольевна | 27 | 12 | да | Развитие критического мышления на уроках литературы . |
Готфрид Михаил Михайлович | 7 | 30 | да | Коммуникативные технологии на уроках русской литературы. |
Эсенаалиева Мээрим Эсенаалиевна | 2 | 15 | да | Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы как инструмент повышения мотивации учащихся. |
Преподавание предметов ведётся в уютных и технически оснащённых кабинетах, что также помогает достигать целей, поставленных кафедрой, направленных на повышение качества обучения русскому языку и литературе через совершенствование форм и методов преподавания, непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства.
В текущем уч.году планово проводились заседания ШМО, где обсуждались вопросы:
— Утверждение календарно-тематических планов работы;
— Проведение декады русского языка и литературы;
-Требование к единому орфографическому режиму;
-Проведение школьной олимпиады по русскому языку;
-Итоги успеваемости;
-Прохождение программы и соблюдение программного минимума;
-Новые технологии в обучении;
-Активные методы обучения и инновационные методы работы на уроках.
В начале года учителя-словесники наметили цели работы, сформулировали основные задачи, разработали мероприятия, направленные на улучшение подготовки учащихся 9-х, 11-х классов к ОРТ и ИГА по русскому языку, были обсуждены варианты планирования учебного материала в соответствии с базисным планом школы. Серьёзная работа велась в 5-6 классах в связи с переходом этих классов на новые Государственные стандарты.
Заседания МО проводились по плану, который корректировался в течение года по мере необходимости. Учителя выступали с тематическими сообщениями, обменивались опытом, обсуждали наиболее трудные вопросы преподавания. Приоритетным оставался вопрос подготовки учащихся выпускных классов к экзаменам по русскому языку.
В течение учебного года учителя МО принимали активное участие во всех творческих делах школы: педсоветах, семинарах, конкурсах, традиционных праздниках. Учителя МО серьёзное внимание уделяли подготовке школьников к предметным олимпиадам, конкурсам, посвященным празднованию 75-летия Великой победы. Мы участвовали:
— Городская предметная олимпиада;
— Конкурсы чтецов к юбилею празднования победы в ВОВ. Участники районного конкурса : ученица 7-в класса и ученица 11-а класса Кашкаралиева Адеми. Участвуя в международной олимпиаде «Великая победа», наша ученица Искенова Асель стала призёром, заняв 3 место. Асель была приглашена в Москву для участия в параде Победы.
Традиционно в октябре в школе была проведена декада гуманитарного цикла.
Цели проведения декады:
- вызвать интерес к русскому языку и литературе;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся;
- закрепить практические навыки устной и письменной речи;
- привить интерес к чтению художественных произведений.
Традиционно декаду открыла выставка предметных газет и рисунков, посвящённых изучаемой тематике по русскому языку и литературе . Также в старших классах состоялся конкурс рефератов и буклетов на тему: «Известные личности Кыргызстана». В выставке и конкурсах приняли активное участие все классы среднего и старшего звена. Лучшими признаны работы учащихся 11А, 10А, 10Б, 9А, Б, 5А,В,Б классов.
В рамках декады учащиеся школы приняли участие, как в школьных, так и в городских мероприятиях, посвящённых дню рождения великого кыргызского писателя Ч.Айтматова:
В городском конкурс чтецов приняла участие учащаяся 10-А Савраева Ксения
Были проведены открытые уроки и мероприятия.
Так , Эсенаалиева М.Э. дала открытый урок русского языка в 6А классе на тему : «Фразеологизмы».
А Шекербекова Ч.Б. показала урок русского языка в 7Б классе, посвящённый изучению причастий.
Вниманию гостей был предложен урок литературы Понамарёвой С.А., посвящённый лирике М.Ю. Лермонтова . Все уроки даны на хорошем уровне с применением ИКТ.
Также открытые уроки были даны Баган Е.В. — в 11-А классе: «В поисках истины вместе с героями пьесы «На дне» и Готфрид М.М. — урок литературы в 8 классе «История написания «Капитанской дочки».
В ходе внеклассных мероприятий учителя гуманитарного цикла также совместно организовали и провели конкурс чтецов для всех классов, посвящённый жизни и творчеству Ч.Т. Айтматова.
В рамках мероприятия «Год книги СНГ» в старших классах был проведён конкурс сочинений по русской литературе: ««Книга – это духовное завещание одного поколения другому»(А.И. Герцен)
Также в рамках мероприятия «Год книги СНГ» учителями гуманитарного цикла был проведён единый урок литературы: Знакомство со списком «Великие книги», включённым в известную книгу М. Адлера «Как читать книги»
В ходе декады традиционно была проведена школьная олимпиада по русскому языку.
Учащиеся 11А, 11Б, 10Б также приняли участие в международной дистанционной олимпиаде по русскому языку, проведённой образовательным порталом «videouroki.net» . Ребята получили дипломы 1 и 2 степени, а школа — благодарность.
По итогам декады в каждом классе состоялось награждение отличившихся учащихся грамотами и призами.
Для учителей декада завершилась итоговым семинаром по обмену опытом, а для учащихся – праздничной линейкой, где были вручены грамоты и дипломы лучшим и активным участникам прошедших мероприятий.
Повышение и совершенствование мастерства учителей проходило через взаимопосещение уроков учителей русского языка и литературы своих коллег, выступлениях учителей МО по темам самообразования и посещения городских семинаров.
По итогам 2019-2020 учебного года Программный материал учителями русского языка и литературы выполнен. Отставание часов из-за праздничных дней ликвидировано за счет объединения тем. Программный материал учащимися усвоен.
По результатам педагогической деятельности качество знаний учащихся по русскому языку и литературе составляет согласно следующему мониторингу:
качества варьируется в пределах 51-59%. В сравнении с результатами предыдущих лет в этих классах наблюдается относительная стабильность получаемого качества знаний.
Сравнительная диаграмма по 5-6 классам позволяет сделать вывод, что качество знаний по русскому языку повысилось лишь в 5-В (на 10%) классе, в 6-А классе осталось на том же уровне (48%) в трёх классах- 5-А, 5-К и 6-Б — снизилось незначительно; значительно снизилось качество знаний в 5-Б (на 28%) и в 5-Д (на 25%) классах. Учителя такой спад объясняют адаптационным периодом пятиклассников, а так же недостаточно слаженной системы преемственности начальной школы и среднего звена.
В 7 классах значительно повысилось качество успеваемости в 7-В (на 37%) . В 7-Б классе процент качества вырос на 13%, в 7-А и 7-Д снизился на 5 и 7% соответственно.
В 8 классах на 15 % процентов качество знаний по русскому языку снизилось только в 8-Б классе.
В 9 классах спад качества успеваемости произошёл в 9-А (на 16,5%) и 9-В (на 9%) классах.
1 раз в четверть в 5-7 классах и 1 раз в полугодии в 8-11 классах проверялась техника чтения, целью проверки являлись беглость, осознанность и выразительность техники чтения учащимися художественных произведений. Результаты техники чтения обсуждались на заседаниях МО.
В соответствии с планом работы школы регулярно проводилась проверка уровня предметных достижений учащихся 5-11 классов по русскому языку. Контрольные работы выполнялись в соответствии с графиком внутришкольного контроля: один раз в четверть результаты контрольных работ обсуждались на заседаниях МО.
В 2019-2020 учебном году регулярно проводилась проверка тетрадей по русскому языку №1, №2, тетради для контрольных работ и тетради по развитию речи, где проверялось – соблюдение единого орфографического режима, -качество и регулярность проверки учителем тетрадей учеников, внешний вид тетради. Замечания по проверке тетрадей обсуждались на заседаниях МО.
Выводы и решения
На основе представленного анализа работы МО учителей гуманитарного цикла можно сделать вывод, что все поставленные задачи в основном решены удовлетворительно. Положительным в его работе следует считать пристальное внимание к обновлению стиля работы учителя на основе изучения и внедрения современных методов и технологий обучения; совершенствование методики построения урока как самого главного звена образовательного процесса; координация деятельности учителей и нацеленность их на повышение результативности педагогического труда.
В целом работу МО учителей русского языка и литературы можно признать удовлетворительной, т.к. проводимая им работа способствовала созданию условий, дающих возможность каждому учителю реализовать свой творческий потенциал в учебной деятельности.
Среди нерешенных задач остаются следующие:
1.Недостаточное использование информационных ресурсов на уроках, связанное с отсутствием мультимедийной техники в кабинетах русского языка и литературы.
- Низкий уровень организации работы с одарёнными детьми.
Из данного анализа работы методического объединения учителей гуманитарного цикла по изучаемой теме следует рекомендация в выборе последующей темы для работы ШМО
Приоритетными направлениями в работе МО русского языка и литературы являются:
- Продолжить работу по реализации новых ГОСстандартов в 5-х, 6-х и 7-х классах.
- Разработать рабочие программы по русскому языку и литературе для 7 класса с учётом требований новых госстандартов.
- Совершенствовать методы, технологии обучения, расширять информационно-коммуникационные технологии, способствующие формированию практических умений и навыков анализа информации, самообучению.
- Продолжить работу по формированию исследовательских умений и навыков у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности с целью предоставления им оптимальных возможностей для получения универсального образования, реализации индивидуальных творческих запросов.
- Осуществлять компетентностный подход в обучении и воспитании учеников. Продолжить создавать условия, обеспечивающие возможность выбора и реализации обучающимися школы индивидуальной образовательной траектории развития.
- Продолжить использование инновационных технологий, в том числе ИКТ, для повышения качества образования.
- Активизировать работу МО, осваивать новые дистанционные формы работы.
- Продолжить работу по отработке навыков тестирования как одного из видов контроля ЗУН учащихся с целью подготовки учащихся к сдаче ОРТ и ГИА.
- Активизировать работу по развитию исследовательской и проектной деятельности учащихся, принимать активное участие в различных конкурсах проектов.
Руководитель МО: ______________ Баган Е.В.
Декада русского языка и литературы (20-30 октября)
Отчёт о проведённой декаде (2019-2020 уч. год)
ШМО гуманитарного цикла
СОШ №47
Цели проведения декады:
- вызвать интерес к русскому языку и литературе;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся;
- закрепить практические навыки устной и письменной речи;
- привить интерес к чтению художественных произведений.
Традиционно декаду открыла выставка предметных газет и рисунков, посвящённых изучаемой тематике по русскому языку и литературе . Также в старших классах состоялся конкурс рефератов и буклетов на тему: «Известные личности Кыргызстана». В выставке и конкурсах приняли активное участие все классы среднего и старшего звена. Лучшими признаны работы учащихся 11А, 10А, 10Б, 9А, Б, 5А,В,Б классов.
В рамках декады учащиеся школы приняли участие, как в школьных, так и в городских мероприятиях, посвящённых дню рождения великого кыргызского писателя Ч.Айтматова:
В городском конкурс чтецов приняла участие учащаяся 10-А Савраева Ксения
Были проведены открытые уроки и мероприятия.
Эсенаалиева М.Э. дала открытый урок русского языка в 6А классе на тему : «Фразеологизмы» | Шекербекова Ч.Б. показала урок русского языка в 7Б классе, посвящённый изучению причастий | Баган Е.В. — урок в 11-А классе: «В поисках истины вместе с героями пьесы «На дне» |
Также открытый урок литературы был дан Понамарёвой С.А., посвящённый лирике М.Ю. Лермонтова. Готфрид М.М. провёл урок в 8-А классе «История написания «Капитанской дочки». Все уроки даны на хорошем уровне. Учителя применяли методики ИКТ, а учащиеся активно включались в работу.
В ходе внеклассных мероприятий учителя гуманитарного цикла также совместно организовали и провели конкурс чтецов для всех классов, посвящённый любимым лирическим произведениям.
В рамках мероприятия «Год книги СНГ» в старших классах был проведён конкурс сочинений по русской литературе: ««Книга – это духовное завещание одного поколения другому»(А.И. Герцен)
Также в рамках мероприятия «Год книги СНГ» учителями гуманитарного цикла был проведён единый урок литературы: Знакомство со списком «Великие книги», включённым в известную книгу М. Адлера «Как читать книги»
В ходе декады традиционно была проведена школьная олимпиада по русскому языку.
Школьная олимпиада
Учащиеся 11А, 11Б, 10Б также приняли участие в международной дистанционной олимпиаде по русскому языку, проведённой образовательным порталом «videouroki.net» .
Победители Международной олимпиады на образовательном портале «Видеоуроки»
Ребята получили дипломы 1 и 2 степени, а школа — благодарность.
Благодарность ШКОЛЕ
По итогам декады в каждом классе состоялось награждение отличившихся учащихся грамотами и призами.
Для учителей декада завершилась итоговым семинаром по обмену опытом, а для учащихся – праздничной линейкой, где были вручены грамоты и дипломы лучшим и активным участникам прошедших мероприятий.
Отчет о проведении недели английского языка в СОШ №47
С 10 по 20 февраля 2021 года согласно плану учебно-воспитательной и методической работы в СОШ №47 была проведена неделя английского языка. Данное мероприятие является ежегодным и проводится на основании приказов Министерства образования и науки КР. Управление образования мэрии г. Бишкека и Центра образования Ленинского района, с целью повышения профессиональной компетентности педагогов, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся.
Цель проведения:
- Образовательные: опираясь на знания учащихся по английскому языку, полученные в школе, закрепить в игровой, занимательной форме изученный ранее материал.
- Развивающие:развивать у учащихся речь на английском языке, смекалку, любознательность, используя умственно-гимнастические упражнения и задачи, а так же для получения новых знаний, формировать умения и навыки работы с учебной литературой; развивать интерес к предмету и расширить знание о англоговорящих странах.
• Воспитательные: воспитывать у учащихся веру в свои силы, стремление к проявлению собственной инициативы; воспитывать умение показать свои знания.
Задачи проведения недели английского языка:
Поддержка интереса учащихся к изучению иностранного языка
Создание и поддержка активной мотивации у детей к изучению английского языка
Практическое применение, полученных в процессе обучения умений и навыков для решения творческих задач, выходящих за рамками учебного процесса.
№ | класс | Дата | Время /места | Название темы | Преподаватель |
1 | | 10.02 | 08:00 | Welcome to England! Добро пожаловать в Англию! (видео ролик) | Уметова Гулнура Садирбековна |
2 | 11-а | 12.02 | 5/6-урок/ 1-смена/ 45 каб. | Books in our life (speaking and discussion) Книги в нашей жизни (говорение и обсуждение) | Исабекова Таалайкул Курмангалиевна |
3 | 9-в | 15.02 | 5/6-урок/ 1-смена/ 6 каб. | Moscow suburb night Подмосковные вечера | Уметова Гулнура Садирбековна |
4 | 5-а | 19.02 | 3/4 –урок / 1-смена / каб. 6 | My grandparent’s house Дом моих бабушки и дедушки | Дуйшенова Динара Асылбековна |
5 | 5-в | 11.02 | 2/3-урок / 2-смена/ 27- каб. | Furniture Мебель | Авазбекова Кундуз Авазбековна |
6 | 5-к | 18.02 | 2/3-урок /2-смена/ 45 каб. | Household objects Предметы домашнего быта | Бектурова Перизат Камчибековна |
7 | 11-к | 20.02 | Видео | We love reading | Исабекова Таалайкул Кумангалиева |
Открытый урок на тему: Books in our life (speaking and discussing) Книги в нашей жизни (говорение и обсуждение) учитель: Исабекова Таалайкуль Курмангалиевна, учащиеся 11-а класса
Открытый урок на тему: Household objects (Предметы домашнего быта) учитель: Бектурова Перизат Камчибеовна, учащиеся 5-к класса
Открытый урок на тему: My grandparent’s house (Дом моих бабушки и дедушки) учитель: Дуйшенова Динара Асылбековна, учащиеся 5-а класса
Открытый урок на тему: Furniture (Мебель) учитель: Авазбекова Кундуз Авазбековна, учащиеся 5-в класса
Открытый урок на тему: Moscow suburb night (Подмосковные вечера)
учитель: Уметова Гулнура Садирбековна, учащиеся 9-в класса
Мероприятия недели проходили на уроках английского языка, с использованием мультимедийных презентаций, что вызвало больший интерес и хорошую активность ребят.
Неделя иностранного языка началась с видеороликом (Welcome to England). Учащиеся 5-9-11 классов выпустили разные красочные стенгазеты с лозунгом (English is the international language) Оценивалось оформление плаката, творческий подход учащихся.
В целом неделя прошла успешно. Все классы были вовлечены в проведение недели английского языка. Проведение недели английского языка помогло учителям английского языка поддержать интерес и мотивацию у детей к изучению предмета и играло большую роль в учебно-воспитательном процессе. Таким образом, «Неделя английского языка» явилась ярким событием в нашей школе, продемонстрировала успешное сочетание урочной и внеурочной работы, высокий творческий потенциал учащихся в различных предметных областях. План недели был полностью выполнен. Все мероприятия помогли учащимся проявить и развить свои общеязыковые, интеллектуальные и познавательные способности.