«Соблюдение педагогической этики»
10 января 2025 года Комиссией по этике был проведен семинар на тему
«Соблюдение педагогической этики».
Задачи:
- Выявить представления учителей о профессиональной культуре учителя.
- На основе выявленных представлений составить обобщённые требования к «портрету» современного учителя.
Сегодня в нашем обществе – обществе XXI века остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, их родителями и коллегами по работе, другими субъектами образовательного процесса, как вести себя в непростых условиях рыночной экономики. Как известно, одной из основ профессиональной культуры учителя, преподавателя является педагогическая этика. Именно об этой составляющей профессиональной культуры учителя речь пойдёт на нашем заседании. Этика выражает ценностное отношение человека к окружающей действительности. Вспомните свои школьные годы, и чуть ли не каждый второй из нас может констатировать тот факт, что тот или иной учебный предмет в нашем сознании прочно ассоциируется с конкретным учителем. Нередко наша любовь или, наоборот, неприязнь к биологии или астрономии объяснялась соответствующим отношением к биологичке или астрономичке. Некоторых учителей мы боялись настолько, что с трудом сосредоточивались на объяснении, других любили безоглядно и считали все сказанное ими истиной в последней инстанции.
Это очевидно – ребенок воспринимает любой урок как нечто целое, состоящее из неразрывно связанных частей, и поэтому отношение к предметным знаниям опосредуется отношением к учителю. Одним из старых педагогических мифов является миф о том, что школа учит, а семья воспитывает. Действительно, фундаментальные свойства личности закладываются родителями с детства, причем в основном стихийно, так как ребенок в ходе ежедневного общения с мамой и папой усваивает некоторые истины, нередко против их желания. Школа же существует для того, чтобы обеспечить систематическое усвоение знаний об окружающем мире. Однако как о многом ребенок узнает не только из учебника, так и воспитывает его вся окружающая действительность. Именно поэтому мы и говорим о личности учителя, так как понимаем, что он учит не только химии и физике, но и тому, следует ли держать слово, можно ли обидеть другого и имеет ли человек, пусть маленький, право на собственное мнение. Он учит этому по ходу дела, демонстрируя детям образцы того или иного поведения. Поэтому проблема этичного поведения учителя, сегодня особенно актуальна.
Ведущий: Уважаемые педагоги, мы должны попытаться составить профессиональный портрет современного учителя. Вас необходимо дать ответ на проблемный вопрос и вписать свои выводы на листок.
После выступления учителей, ведущий педагогического совета делает основные выводы в рамках поставленных вопросах.
Составляющие профессиональной культуры учителя:
— профессиональная квалификация,
— нравственная культура,
— педагогическая этика (правила поведения, внешний вид и.т.п.),
— коммуникативная культура,
— информационно-технологическая культура.
Чтобы быть воспитанным, культурным человеком, недостаточно только знать существующие требования этикета и лежащие в их основе принципы. Знания, умения и привычка — вот три ступени восхождения к настоящей воспитанности, культурному поведению.
Воспитанный, культурный человек — не тот, кто долго думает, выбирает, как поступить, и, наконец, принимает правильное решение, а тот, кто по-другому поступить просто не может.
Также важным аспектом профессиональной этики и нравственной культуры учителя является педагогический такт.
В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.
Основные качества личности учителя: ум, интеллектуальные способности, доброта, любовь к детям, выдержанность, терпение, открытость, коммуникабельность, юмор, ответственность, исполнительность и т.д.
Вывод: Для успеха в деле воспитания и обучения учитель должен обладать определенными профессиональными способностями: педагогическими, дидактическими, экспрессивными, организаторскими, коммуникативными, научно-познавательными.
Комментарии